Categories:

ПЕРМЬ-ГОРОД «СОЛЕНЫХ УШЕЙ»

Пермь - мой родной город, в котором я бываю достаточно часто. Как мне кажется – один из самых невезучих городов России. Город-миллионник (13-й по населению в стране), мощный индустриальный центр, оспаривающий статус столицы Урала у Екатеринбурга. Но при этом один из самых запущенных крупных городов страны. Каждый губернатор много обещал, но как-то мало делал. Будем надеяться, что новый молодой губернатор в очередной раз не обманет…

Как потомственному «пермяку – соленые уши» и «камскому водохлебу» мне сложно рассказывать о своем городе. Но всё-таки попробуем.

«Пермяк – солёные уши» популярное место для фотосессий в самом центре Перми (фото с сайта top10.travel)
«Пермяк – солёные уши» популярное место для фотосессий в самом центре Перми (фото с сайта top10.travel)

Сначала ответим на самый главный вопрос – почему уши у пермяков солёные? 

Дело в том, что ещё со времен Ивана Грозного русские купцы (прежде всего, конечно, небезызвестные Строгановы) добывали в окрестностях Перми ценный продукт – соль, главный консервант на Руси. Добытую соль пермяки возили по всей Волге. Чаще всего – на ярмарку в Нижний Новгород. Сами и разгружали мешки с солью на береговые склады… Вот вся Волга, а за ней и вся Россия стали пермяков попрекать солеными ушами. А что после соли очень пить хочется, надеюсь, объяснять не надо?

Но на самом деле настоящий символ города – могучий Медведь. И это не просто совпадение

Герб и защитник Перми. Фото с сайта top10.travel
Герб и защитник Перми. Фото с сайта top10.travel

Моя Пермь не просто город-фабрика. Она – крупный оборонный завод. Город основан в 1723 году, как поселок при медеплавильном производстве на берегу мелкого притока Камы – речки Егоршихи. Начало ему положил «птенец гнезда Петрова», крупный государственный деятель, основатель Перми и Екатеринбурга, географ, экономист и историк (автор первого капитального труда по истории России) Василий Никитич Татищев.

Медь – стратегический продукт, используемый для создания артиллерии – главного и наиболее мощного оружия XVIII века. Т.е. с первого дня основания город стал кузницей ударной силы армии и флота России. 

И сегодня одно из наиболее крупных и известных пермских предприятий – Мотовилихинские заводы, расположенные на месте первого медеплавильного завода, производит чуть ли не всю номенклатуру артиллерийских и реактивных систем залпового огня для нашей армии. В том числе знаменитые «Грады» - артиллерийский аналог автомата Калашникова.

Все это можно увидеть в заводском музее, самый знаменитый экспонат которого – Пермская царь-пушка. 20-и дюймовый (508 мм!) монстр был создан в 1869 году по заказу Морского министерства для одного из фортов Кронштадта. Вес только ствола – 45 тонн, что больше всей кремлевской Царь-пушки и сопоставимо с весом современного тяжелого танка. 

Пермская царь-пушка –  один из символов города (фото с сайта top10.travel)
Пермская царь-пушка – один из символов города (фото с сайта top10.travel)

В отличие от той же кремлевской Царь-пушки, пермская – настоящее боевое орудие. Из неё во время испытаний произведено аж 314 выстрелов. Кстати, стреляли по испытательному полигону, находившемуся на противоположном берегу Камы. Хорошо, что судоходство в XIX веке было не таким интенсивным! Представляю ощущения экипажей речных судов, когда над ними с гулом пролетает почти 30-и пудовое (459 кг!) раскаленное ядро…

Но пермяки не только ковали щит страны, но и крепко держали его в руках. 

В начале 1943 года на Урале был сформирован Особый Уральский Добровольческий танковый корпус имени И. В. Сталина, вся техника и вооружение для которого была изготовлена рабочими уральских заводов на свои средства и бесплатным трудом. В том числе в Златоусте для них выковали несколько тысяч особых финских ножей с черными эбонитовыми рукоятками и воронеными ножнами, по которым немцы и называли танкистов «Корпусом черных ножей». 

Мемориал в честь танкистов Пермской (в 1943 году - Молотовской) бригады Уральского танкового корпуса на Сибирской улице. Фото с сайта snova-v-dorogu.ru
Мемориал в честь танкистов Пермской (в 1943 году - Молотовской) бригады Уральского танкового корпуса на Сибирской улице. Фото с сайта snova-v-dorogu.ru

Личный состав корпуса тоже набрали из уральских рабочих. При этом на 10000 «мест» было подано 115 000 заявлений. Начав боевой путь с Курской дуги, уже через три месяца корпус стал гвардейским. Уральские танкисты дошли до Берлина, но закончили войну только 9 мая на улицах Праги.

К сожалению, при всем уважении и любви к своей малой родине, должен признать, что в городе не так много интересных мест. 

Главное его украшение, конечно – великолепная Кама. Крупнейший приток Волги, до Великого оледенения непосредственно впадавший в Каспийское море (кстати, может всё-таки это Волга до сих пор впадает в Каму?). 

Три пермских моста не назовешь уж очень красивыми. Но они вполне себе добротные (самому старшему, Железнодорожному - почти 120 лет) и верой и правдой служат городу. Фото с сайта top10.travel
Три пермских моста не назовешь уж очень красивыми. Но они вполне себе добротные (самому старшему, Железнодорожному - почти 120 лет) и верой и правдой служат городу. Фото с сайта top10.travel

Но, город, к сожалению, очень мало использует такую красоту. Набережных в Перми практически нет. Город отрезан от реки железной дорогой ещё в начале XX века. О набережной уровня самарской или нижегородской пермяки пока могут только мечтать. В последнее время пошли разговоры о  закрытии дороги и создании полноценной, настоящей набережной в центре города. Держим кулачки…

Самое лучшее место над Камой – пока что только в моем родном Закамске, далеком заречном Кировском районе города на высоком правом берегу реки. Набережная конечно не особо впечатляющая, зато у жителей Закамска она есть!
Самое лучшее место над Камой – пока что только в моем родном Закамске, далеком заречном Кировском районе города на высоком правом берегу реки. Набережная конечно не особо впечатляющая, зато у жителей Закамска она есть!

В свое время в Перми вволю порезвился небезызвестный Марат Гельман. Тогдашний губернатор с его помощью, как я понимаю, пытался придать Перми вид современного города. План предполагал сделать из Перми столицу «современного искусства». Что-то типа уральского Осло.

Современный символ города, благословленный самим Маратом Александровичем, собрали из, страшно подумать, 5200 еловых бревен! Это ж надо было их все расположить в пространстве! Титанический труд… Фото с сайта top10.travel
Современный символ города, благословленный самим Маратом Александровичем, собрали из, страшно подумать, 5200 еловых бревен! Это ж надо было их все расположить в пространстве! Титанический труд… Фото с сайта top10.travel

Но моё мнение, что именно – вид. А Перми нужна суть современного города – транспорт, улицы, парки, а не странные безголовые красные фигурки, которые в один не прекрасный день поползли по стенам зданий.

Вот такие вот странные человечки ещё недавно оккупировали центр города, причем за немалые деньги, как выясняется. Даже гении современного искусства за голую идею не работают (фото с сайта newdaynews.ru)
Вот такие вот странные человечки ещё недавно оккупировали центр города, причем за немалые деньги, как выясняется. Даже гении современного искусства за голую идею не работают (фото с сайта newdaynews.ru)

К счастью, красные роботы куда-то уползли в последнее время.

Тем не менее, Пермь все-таки осталась высококультурным городом. И связано это, как ни парадоксально, прежде всего с … балетом. Да-да, я не оговорился. 

Именно в Перми начинал свою карьеру будущий знаменитый импресарио и создатель парижских «Русских сезонов» Дягилев

Пермский дом семьи Дягилевых в конце XIX века почти 30 лет был центром культурной жизни города (фото с сайта vsrdomarossii.ru)
Пермский дом семьи Дягилевых в конце XIX века почти 30 лет был центром культурной жизни города (фото с сайта vsrdomarossii.ru)

Очень поспособствовала расцвету пермского балета, как ни странно, Великая Отечественная. В далекий уральский город был эвакуирован знаменитый Ленинградский театр оперы и балета и Ленинградское же Вагановское хореографическое училище. С тех пор пермская балетная школа и Пермский театр оперы и балета занимают третью строчку в российской балетной табели о рангах. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло!

Пермский театр оперы и балета имени уроженца Прикамья Петра Ильича Чайковского. Единственная в мире сцена, на которой ставились все 10 опер и три балета великого композитора. Здание театра построено аж в 1880 году, а современный «советский» вид получило после реконструкции 1957-59 гг. (фото с сайта belcanto.ru)
Пермский театр оперы и балета имени уроженца Прикамья Петра Ильича Чайковского. Единственная в мире сцена, на которой ставились все 10 опер и три балета великого композитора. Здание театра построено аж в 1880 году, а современный «советский» вид получило после реконструкции 1957-59 гг. (фото с сайта belcanto.ru)

Ещё один известный пермский театр – академический драматический, с 2007 года носящий странное, но очень современное название Театр-Театр. В старом Академическом театре драмы начинали свою карьеру Марк Захаров и Григорий Бурков. Какие имена может предъявить зрителю Театр-Театр мне сказать сложно…

Пермский академический Театр-Театр. Современное здание театра построено в 1981 году и даже считается памятником архитектуры. Правда, только местного значения (фото с сайта top10.travel)
Пермский академический Театр-Театр. Современное здание театра построено в 1981 году и даже считается памятником архитектуры. Правда, только местного значения (фото с сайта top10.travel)

Театр-театр замыкает главную площадь города – так называемую «Эспланаду». Вообще-то это место в 60-х годах предполагалось отдать под жилищное строительство, но после сноса 3-х кварталов старых деревянных двухэтажек, архитектор нарисовал на плане зеленую зону и был поддержан тогдашним главой правительства области. Так и появилась огромная Эспланада – предмет гордости пермяков.

Эспланада. Вид со здания законодательного собрания Пермского края –  не очень привлекательной советской «высотки», замыкающей площадь с другого торца (фото с сайта top10.travel)
Эспланада. Вид со здания законодательного собрания Пермского края – не очень привлекательной советской «высотки», замыкающей площадь с другого торца (фото с сайта top10.travel)

Ещё один из открыточных символов города и его главных культурных центров - Спасо-Преображенский собор. Место по-своему уникальное. Начало ему положил перенос в город из расположенного почти в двухстах километрах выше по течению Камы села Пыскора Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного ещё в 1560 году Строгановыми. 

По указанию первого наместника Перми, в 1781 году монастырь разобрали и по Каме сплавили в город, а потом 12 лет собирали заново – денег не хватало. Наконец, в 1820 году на территории монастыря построили огромный кафедральный собор вновь созданной Пермской епархии. В собор перенесли уникальный монастырский иконостас. Он цел до сих пор.

При советской власти, как и многие другие храмы страны, его использовали для совсем других целей. Собору досталась не худшая доля. Здесь с 1932 года расположилась Пермская художественная галерея (достаточно интересное место, кстати). Редкий случай – но собор до сих пор не возвращен верующим. Галерее никак не найдут достойного нового помещения… 

Фото с сайта top10.travel
Фото с сайта top10.travel

Самая красивая улица города, на мой взгляд – Комсомольский проспект. Он тянется через весь центр города от самой Камы и художественной галереи…

Фото с сайта liveinperm.ru (автор – Родион Балков)
Фото с сайта liveinperm.ru (автор – Родион Балков)

…до ещё одного столпа пермской промышленности – Пермского моторного завода. 

Вот здесь, под крылом МиГ-31, установленного в сквере перед заводоуправлением, и заканчивается Комсомольский проспект. Фото с сайта soyuzmash.ru
Вот здесь, под крылом МиГ-31, установленного в сквере перед заводоуправлением, и заканчивается Комсомольский проспект. Фото с сайта soyuzmash.ru

Дитя первых пятилеток (начал работать в 1934 году), в годы войны завод исправно снабжал ВВС Красной армии двигателями собственной разработки. И сегодня завод (теперь он называется ОДК-Пермские моторы) – одно из главных предприятий страны по производству авиадвигателей. 

Именно на пермских моторах ПС-90 летают многие гражданские и грузовые самолеты России. И будут летать ещё лучше, быстрее и экономичнее, когда пермяки начнут массово производить разработанный ими первый в истории новой России авиадвигатель для пассажирских самолетов ПД-14. 

А ещё тут работали мои папа и мама… Фото с сайта leanok.ru
А ещё тут работали мои папа и мама… Фото с сайта leanok.ru

Ровно посредине проспекта находится Комсомольская площадь, украшенная «Башней смерти» - зданием ГУВД по Пермскому краю. И хотя построено оно только в 1952 году и никогда не принадлежало НКВД/МГБ/КГБ, городские легенды упорно утверждают, что в 30-40-х годах в стенах башни замуровали тела несчастных строителей (для секретности, конечно), злобные чекисты казнили врагов народа путем сбрасывания с крыши во внутренний двор, а в глубоких подвалах творились пыточные ужасы почище московской Лубянки.

Вам не кажется, что голубенькая «Башня смерти» выглядит как-то легкомысленно? Надо бы её для большей убедительности покрасить в кроваво-красный с багровыми потеками на стенах…(фото с сайта top10.travel)
Вам не кажется, что голубенькая «Башня смерти» выглядит как-то легкомысленно? Надо бы её для большей убедительности покрасить в кроваво-красный с багровыми потеками на стенах…(фото с сайта top10.travel)

Как я и предупреждал, в городе не так много интересных зданий. Но все-таки кое-что интересное из исторических зданий сохранилось и выглядит вполне неплохо…

На мой взгляд, самое симпатичное здание Перми – дом купца Грибушина (1905 год). Фото с сайта top10.travel
На мой взгляд, самое симпатичное здание Перми – дом купца Грибушина (1905 год). Фото с сайта top10.travel
Ещё один красавчик – дом Мешкова. Сегодня – пермский краеведческий музей (фото с сайта top10.travel)
Ещё один красавчик – дом Мешкова. Сегодня – пермский краеведческий музей (фото с сайта top10.travel)
Пермская соборная мечеть – одно из красивейших зданий города (1903 год). Фото с сайта top10.travel
Пермская соборная мечеть – одно из красивейших зданий города (1903 год). Фото с сайта top10.travel
Самый красивый храм города – построенная на деньги рабочих Мотовилихи в 1828 году Свято-Троицкая церковь. В годы советской власти храм отдали под хлебозавод, частично разрушили. Восстановлен собор только в конце 90-х, после возвращения его верующим. Сегодня это Свято-Троицкий Стефанов монастырь. Фото с сайта top10.travel
Самый красивый храм города – построенная на деньги рабочих Мотовилихи в 1828 году Свято-Троицкая церковь. В годы советской власти храм отдали под хлебозавод, частично разрушили. Восстановлен собор только в конце 90-х, после возвращения его верующим. Сегодня это Свято-Троицкий Стефанов монастырь. Фото с сайта top10.travel
Вознесенско-Феодосиевская церковь – последняя из дореволюционных городских церквей. Построена на купеческие деньги в 1902 году (фото с сайта top10.travel)
Вознесенско-Феодосиевская церковь – последняя из дореволюционных городских церквей. Построена на купеческие деньги в 1902 году (фото с сайта top10.travel)

Вот такая она, моя Пермь…

Общее впечатление:

Я бы сказал так – город ждёт… Он ждёт, когда наконец-то им займутся заботливые и любящие руки. Он ведь так много делает для страны. А живет явно не по заслугам. Понятно, что переделать город-фабрику в город-сад очень и очень не просто, но другого пути нет. К счастью, первые признаки появляются. Наконец-то построен отличный новый аэропорт. Ходят слухи о выделении федеральных средств на набережную и ещё один мост. Так что надежда есть! Ждём-с…

Еда:

Не спрашивайте – родственники кормят лучше всех! Разве что, гуляя по городу, всегда стараюсь зайти в блинную сети «Сковородка». Мне там очень нравится.

Проживание:

Тоже, конечно, у родственников. Единственный раз так получилось, что переночевал в отеле «Акварель» на улице Пушкина. Мне там понравилось. Небольшой, относительно недорогой и уютный отель практически в центре города, но на более-менее тихой улице.

Дорога:

Добираться до Перми из Москвы – сплошное мучение. Сутки тащится поезд. И хотя поезда вполне приличные, но все равно тяжело. Тем более, что городской ж/д вокзал один из самых «страшных» российских вокзалов, которые мне приходилось видеть. Ничего не изменилось с 1962 года. Часы только поменяли на электронные…

«Современное» здание главного городского вокзала (фото с сайта kommersant.ru)
«Современное» здание главного городского вокзала (фото с сайта kommersant.ru)

А ведь первое здание вокзала выглядело совсем неплохо…

Вот так Пермь II выглядела в 1909 году в момент открытия (фото с сайта etoretro.ru)
Вот так Пермь II выглядела в 1909 году в момент открытия (фото с сайта etoretro.ru)

А ведь есть ещё и значительно более симпатичная Пермь-I. Правда по состоянию на сегодняшний день, она уже не работает вокзалом, а ждет решения своей судьбы по итогам реставрации. То ли стать музеем, как соседний Речной вокзал, то ли превратиться в «исторический» бизнес-центр…

Фото с сайта dikiy-m.livejournal.com
Фото с сайта dikiy-m.livejournal.com

К счастью, не прошло и 30 лет, и не сменилось и 4-х губернаторов, как в городе построили прекрасный большой новый аэропорт. Я счастлив. Наконец-то убожество, в которое жители миллионного города втискивались с трудом перед каждым рейсом, закрылось! Летайте в Пермь самолетами Аэрофлота!

Кроме того, пермский аэропорт – один из немногих совмещенных аэропортов страны. Это значит, что вместе с гражданской, в нем базируется и военная авиация. И, в частности, полк истребителей-перехватчиков на МиГ-31, обеспечивающих, в том числе, защиту России с полярного направления (не бойтесь, это не военная тайна). Так что их можно увидеть и на земле и в воздухе. Летают военные летчики теперь часто…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic