argo_60

Categories:

ОСЛО - «СКУЧНЫЙ» ГОРОД (июль 2012 года)

Осло с первых минут поразил расслабленностью и некоторой (после московской суеты) заторможенностью местных жителей. Они никогда никуда  не спешат но (о чудо!) всегда и везде успевают. 

Город относительно небольшой (размером с Ярославль) тихий и донельзя спокойный. Поэтому я и назвал его «скучным». Но именно так - в кавычках.

На самом деле Осло - своеобразный, но интересный и красивый город, хотя на тот момент почему-то был весь перекопан. Шла замена каких-то труб. А с ремонтом, как и со всем остальным, как я понял, норвежцы никуда не торопятся.

Осло расположен на берегу Осло-фьорда. Вот он справа. Затерялся среди многочисленных островов. Фото с сайта top10.travel

Осло был в значительной степени перестроен в 60-70-х годах XX века, когда начался первый массовый наплыв мигрантов. Именно тогда он постепенно разделился на западную (где живут в основном норвежцы) и восточную (прибежище мигрантов) части. В результате город представляет собой причудливую смесь ультрасовременных стекло-бетонных «кубиков» и зданий конца XIX-начала XX века.

Тем не менее, в центре города, который продолжает активно застраиваться в самом что ни на есть ультрасовременном стиле (кстати, неплохо получается), сохранилось немало интересных исторических зданий.

Самые знаменитые из них расположены вдоль центральной улицы имени короля Карла Юхана (не уверен, какой он по счету, поэтому цифирку не добавляю), ведущей прямо от Центрального вокзала к королевскому дворцу.

Королевский дворец, как и положено – на холме и в парке. Но парк – общедоступный, т.к. норвежские короли очень демократичны. Фото с сайта top10.travel

Если идти по порядку (от вокзала), то первым и самым старым будет лютеранский кафедральный собор 1697 года постройки…

Он конечно большой, красивый и величественный, но далеко не самый древний в городе. Фото с сайта top10.travel

…за ним значительно более молодой, но не менее красивый местный парламент (стортинг) 1866 года рождения…

Фото с сайта top10.travel

…ещё более молодой Национальный театр (1899 год)…

Фото с сайта top10.travel

…и, наконец, собственно Королевский дворец. Первый камень в его основание заложил в 1825 году король Швеции и Норвегии Карл Юхан XIV (в «девичестве» - Бернадот, уроженец французской Гаскони и маршал Наполеона). Но… деньги внезапно кончились и въехать в летнюю «дачу» (дворец строился, как летний) смог только его сын Оскар I и только через 24 года. 

Но и сам отец-основатель остался при дворце. Правда, только в виде памятника. Фото с сайта top10.travel

В двух шагах от Центрального вокзала находится главная смотровая площадка и один из символов города – Оперный театр. Модерновое белое здание расположилось у самого уреза воды на берегу Осло-фьорда.

Кстати, в этом здании работает бесплатный (большая редкость) и потому ОЧЕНЬ популярный общественный туалет… Фото с сайта top10.travel

Наверх ведут вполне щадящие широченные пандусы, а с верхотуры открывается шикарный вид на фьорд, кораблики и новостройки на противоположном берегу бухты.

Белое здание странной формы на горизонте – на самом деле огромный туристический Белый Пароход, пришвартованный в соседней бухте, прямо под стенами древней крепости и первого королевского замка - Акерхус

Если на улице Карла-Юхана повернуть к берегу фьорда прямо между Национальным театром и Национальным парламентом, то всего через один квартал вы выйдете к очень необычному и по своему красивому зданию городской Ратуши.

1930 год, а до сих пор смотрится вполне современно! Фото с сайта fountravel.ru

За Ратушей находится набережная второй главной бухты города, которую украшают небольшой сквер с фонтанами и многочисленными скульптурами (они в Осло, по-моему, вообще на каждом углу стоят), … 

Фото с сайта top10.travel

...старый королевский замок Акерхус...

Фото с сайта top10.travel

…и, конечно, большие Белые Пароходы, швартующиеся под стенами крепости практически каждый день

Крепость Акерхус небольшая, но по-норвежски аккуратная и ухоженная.

Особо там делать нечего, хотя пару интересных мест найти можно. 

Где-то на территории крепости прячется военный музей. Вы не поверите, но норвеги таки очень прилично повоевали во Вторую мировую. Причем, на обеих сторонах. За Гитлера –  в составе дивизии СС «Викинг», доставившей немало неприятностей Красной армии. Но об этом вы в музее вряд ли узнаете. А вот как норвежские береговые батареи в 1940 году утопили тяжелый германский крейсер «Блюхер», отправленный захватывать Осло – в красках и с максимальными подробностями.

Что-что, а музеи норвежцы делать умеют. Главное (но не единственное) место их сосредоточения – «музейный остров» Бугдё (на самом деле это полуостров, но попасть туда проще всего на катере с причалов недалеко от Ратуши). 

Если есть возможность и время, обязательно побывайте там. Заодно прокатитесь на катерочке по фьорду. Они отходят каждые минут двадцать и дорога до причала музейного острова занимает примерно столько же времени.

Вот этот симпатичный кремовый морской трамвайчик довезет вас прямо до места

На острове гнездится сразу несколько прекрасных музеев.

Музей «Фрама» посвящен арктическим и антарктическим походам всемирно известных полярных исследователей и национальных героев Норвегии Фритьофа Нансена, Руаля Амундсена и их менее известного товарища Отто Свердрупа.

Здание музея кажется очень современным, но построено ещё в 1936 году. Фото с сайта visitoslo.com

Главный экспонат музея – ветеран ледовых походов полярная шхуна «Фрам» («Вперёд»). Построенная по проекту Нансена, она участвовала в трёх тяжелейших многолетних походах, более 1000 дней дрейфовала в паковых льдах Центральной Арктики, прошла по морям и океанам более 100 000 км, едва не добралась до Северного полюса, участвовала в покорении Амундсеном Южного и, в конце-концов, заслуженно встала на вечный прикол в музее собственного имени.

Тот самый «Фрам» и мощная фигура Нансена, встречающая посетителей музея. Фото с сайта top10.travel

Музей кораблей викингов хранит три драккара (так назывались их корабли) IX-X веков. До нашего времени они дошли только потому, что использовались для захоронения знати.

Вот на таких лоханках викинги терроризировали морское побережье Европы аж по самую Италию и добрались до Северной Америки на пятьсот лет раньше Колумба. Фото с сайта top10.travel

Музей Кон-Тики посвящен походам ещё одного героя Норвегии – Тура Хейердала. Наследник славы Нансена и Амундсена провел два фантастических натурных эксперимента, доказавших возможности древних путешествовать по океанам на плотах, построенных из бальсового дерева («Кон-Тики», 1947 год, прошел 8000 км по Тихому океану) и, даже, плетеных из тростника-папируса («Ра-2», 1970 год, более 5000 км, Атлантический океан). С результатами экспериментов детально можно ознакомиться в этом самом музее.

Музейные «Кон-Тики» и «Ра» самые настоящие, а не какие-нибудь копии. Фото с сайта top10.travel

Музей истории культуры (эта его часть называется Народным музеем Норвегии) – огромный (более 150 зданий) и великолепный музей народного быта под открытым небом. Можно не только узнать, как жили норвежцы с 1500 года фактически по наше время, но и попробовать, что они ели (сладкие блинчики – просто объедение!).

Фото с сайта top10.travel

Особенно впечатлила фантастическая 800-летняя (1212 год постройки!) деревянная деревенская церковь (по норвежски – «ставкирка»). Её хотели тупо снести, чтобы на освободившемся месте построить новую. Но последний шведско-норвежский король Оскар II выкупил ставшую ненужной своим прихожанам ставкирку, за свои деньги перевез в Осло и отреставрировал. Вокруг неё, собственно, теперь и строится весь музей.

Фото с сайта topsweet.ru

Второе самое сильное впечатление оставил почти обычный многоквартирный дом (в музее есть и такие) середины XX века, каждая квартира в котором – микромузей домашнего быта обычных людей с начала и до конца XX века. По отдельности это может быть не так и интересно, а вот когда все вместе… 

Музей живой. Волонтеры и профессиональные актеры разыгрывают целые спектакли из быта простых людей разных эпох. Вплоть до того, что на ферме держат настоящий скот. Безумно интересно!

В Осло ещё множество музеев, и, наверное, таких же интересных, но за те четыре дня, что я провел в городе, все охватить невозможно…

Вы уже, наверное, заметили мое пристрастие к городским рекам, поэтому не удивитесь, что я очень обрадовался, когда нашел в Осло пусть и небольшую, но очень живописную речку Акерсельву…

Фото с сайта top10.travel

…но когда я попытался пройти по ней до моря, то неожиданно обнаружил, что почти у самого берега фьорда она вдруг ныряет в какой-то серобетонный провал и исчезает навсегда. Ступор. Занавес. Обидно, да?!

Зато на её берегах я впервые познакомился с особенностями норвежского скульптуростроения, которые производят на неподготовленного человека очень сильное впечатление. 

Говорят, даже Борис Николаевич Ельцин во время официального визита как-то попал в неловкое положение, сделав не совсем лестное замечание по поводу некоего сооружения у Ратуши, оказавшегося аналогом наших памятников Родине-Матери. 

Но я отвлекся. Так вот, один из мостов через реку  украшали четыре странные композиции обнаженных (как большинство памятников в Осло) мужчин и женщин, зачем-то прыгающих через лошадь, оленя, лося и медведя.

Но это было только начало. Под это дело в Осло выделен даже целый большой парк, служащий апофеозом пристрастия норвежцев к современному искусству. Называется он Вигеланд – в честь скульптора, создавшего все 200 композиций из бронзы, гранита и чугуна, его наполняющие.

Парк создавался и заполнялся 35 лет (1907-1942 гг.). А начинался он вот с этого фонтана, которому никак не могли найти место на одной из городских площадей. Фото с сайта top10.travel

Чтобы вы лучше себе представляли, о чем идет речь, и морально подготовились, в случае чего, вот вам центральная композиция парка

Эта мощная штука вырезана из цельного куска гранита всего за 14 лет и поэтому называется «Монолит». Фото с сайта trip-together.ru

Комментировать не буду. У каждого свои ассоциации… Могу только сказать, что у норвежцев, на мой взгляд, несколько странное чувство прекрасного (а может - юмора?). 

Ещё одно место в Осло, которое всем рекомендуют посетить многочисленные сайты для путешественников – знаменитый Холменколлен. Но мне кажется это больше должно быть интересно любителям зимних видов спорта. 

Фото с сайта top10.travel

Летом там особенно интересного ничего нет, хотя можно забраться почти на самую верхотуру (если, конечно, сможете) Большого трамплина и полюбоваться оттуда на город. 

Добраться до Холменколлена можно на городском метро, которое, выбравшись на свет, превращается в загородную электричку.

Ну и конечно, если вы уже попали в Осло, обязательно посетите фьорды – это полный восторг и великое чудо природы. 

На это вам должно хватить одних суток. У норвегов все отработано до мелочей. Вам продают комплект билетов на общественный транспорт (который работает, как часы), с помощью которого можно в 6 утра уехать из города в сторону Бергена (город и порт на Атлантическом побережье), а к 23 часам вернуться обратно, полностью обалдев от этой сказочно красивой страны. Но приготовьтесь заранее – будет очень холодно, даже летом!

Общее впечатление:

Несмотря на относительно небольшие размеры Осло, одного дня на осмотр города однозначно не хватит. В Осло надо провести 3-4 дня, не меньше. Тем более, что вы наверняка быстро подхватите местную неторопливость и перестанете спешить и суетиться.

Город оставил впечатление чего-то современного и удобного, но сильно северного и холодного (хотя был июль месяц). Типа ледяного дворца Снежной королевы. 

В Осло оказалось совсем не так чисто, как я себе представлял. Но в целом город всё-таки выглядит намного аккуратнее и ухоженнее, чем многие из наших провинциальных губернских городов. Это, правда, не касается арабских кварталов, в которые я как-то сгоряча забрел.

На момент моего посещения о массовой миграции в Европе ещё и не слышали, но в Осло (особенно в центре) было много цыган, активно попрошайничавших и своими цветасто-грязными нарядами разбавлявших холодный колорит северного города.

В целом – Норвегия прекрасная страна, Осло – симпатичный город, в котором много интересного. Съездить один раз, если позволяют финансы, очень рекомендую, но только при условии посещения фьордов.

Дорога:

Как всегда Аэрофлот. Перелет короткий – всего 3 часа. Аэропорт в Осло большой и, конечно, современный. Персонал очень спокойный и вежливый. И, как все норвежцы, никуда не торопится, но в итоге делает всё быстро и чётко. 

От аэропорта до города добирались скоростным поездом (типа московского аэроэкспресса). Но поскольку железную дорогу чинили уже третий год, то посредине маршрута пришлось пересесть на автобус. Неудобно конечно, но логистика была не только хорошо продумана, но и сделана четко и фирменно-неторопливо. 

Здоровенный водитель автобуса в белой рубашке с галстуком лично загрузил весть багаж, не спеша сел за руль, мягким голосом предупредил о начале движения. А минут через тридцать так же спокойно и не торопливо выгрузил всех на ж/д вокзале.

Сам Центральный ж/д вокзал очень заметное и, естественно, ультрасовременное здание, удачно (для прибывающих туристов) расположенное в самом центре города, практически на берегу фьорда.

Проживание:

Гостиница в комплексе зданий футбольного стадиона Уллеваль. С хотелом откровенно повезло. 4-х звездная гостиница с завтраком недалеко от центра города по некоей акции досталась по совершенно смешной по местным меркам цене. За эти деньги можно было снять номер только где-то в районе аэропорта, а потом тратить уйму денег и времени, чтобы ездить туда-сюда.

Еда:

Безумно дорогая, как и всё в Норвегии. Спасал шведский стол на завтраке в гостинице. Там столько всего вкусного было, что наедались на полдня вперед. А так по ходу дела перекусывали где придется. Иногда – в ресторане, иногда – в уличной забегаловке. Объединяло их одно – вкусно и дорого. За давностью лет что-то вспомнить тяжело. Могу только снова упомянуть сладкие блины в Народном музее, которые пекут у вас прямо на глазах по какому-то местному и очень вкусному рецепту.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic