Categories:

ЯРОСЛАВЛЬ – ГОРОД ВОЛШЕБНОЙ НАБЕРЕЖНОЙ (май 2016)

Хочу начать сразу с Общего впечатления:

Ярославль - один из моих любимых городов, в котором я советую побывать всем, всегда и в любое время года. Сам я был в нем уже дважды и при случае обязательно и с удовольствием вернусь ещё раз. 

Город достаточно большой, древний и интересный, хотя, как большинство наших губернских городов, не очень ухоженный. Надеюсь, что за те два года, что я в нем не был, многое изменилось к лучшему.

Главное украшение города, конечно – чудесная набережная. По ней хорошо прогуляться пешком, полюбоваться Волгой и пароходами из старинных беседок или с крыши Речного вокзала. Отличное место для «покатушек» на велосипеде, роликах и вообще любом аппарате с колесами. Не знаю, как зимой, а золотой осенью, поздней весной (когда уже есть небольшие листики) и летом – это одно из красивейших мест, в которых мне доводилось побывать. 

Очень-очень жаль и очень странно, что нет речных прогулок по Волге в черте города. Вид с реки должен быть очень хорош. Мне кажется, народ бы набрался. Ведь Ярославль – не маленький город, да и заезжих туристов хватает. 

На этом вступление заканчиваем. Теперь – в город! 

Начнем, как и положено ж/д путешественнику, с вокзала. Главный ярославский железнодорожный вокзал – большой и симпатичный, но располагается довольно далеко от центра города. До набережной – более трёх километров. Я пешком прошел эти километры дважды – по улице Свободы и по проспекту Ленина. И на каждой нашлось что-то интересное. 

Эдание вокзала Ярославль-Главный построено в 1952 году и даже удостоилось упоминания в том самом постановлении хрущевского ЦК об излишествах в архитектуре. Фото с сайта цжд.рф

Но до центра можно добраться и быстрее - от вокзала ходят троллейбусы №1 (по улице Свободы) и №3 (по проспекту Ленина). В любом случае советую выйти на углу проспекта Толбухина, а дальше двигаться пешком – иначе пропустите много интересного.

На обеих улицах немало симпатичных сталинок. А пара последних кварталов проспекта Ленина перед Волгой – просто рассадник конструктивизма какой-то. Правда – на момент моего посещения большинство зданий находились в ужасающем состоянии.

Угол улиц Свободы и Победы. Один из символов Ярославля - Вознесенские казармы. Современный вид здание, существующее с XVIII века, приобрело только после масштабной реконструкции 1952-1955 годов. За правым крылом видны маковки церкви Вознесения Господня, давшей название казармам. Фото с сайта yargid.ru

Улица Свободы завершается кварталами исторических зданий и выведет вас прямо в самый-самый центр – на площадь Волкова.

Ещё одна из достопримечательностей города и предмет его заслуженной гордости – театр имени Фёдора Волкова (создателя первого постоянного русского театра). Здание построено в 1911 году, а исторический облик ему вернули только в 2013. Фото с сайта volkovteatr.ru

Но если вы хотите прежде всего как следует рассмотреть Волжскую набережную, очень рекомендую двигаться по проспекту Ленина. Если никуда не сворачивать, то он выведет вас прямиком на берег Волги, практически к самому железнодорожному Николаевскому мосту, откуда она и начинается. Но будьте готовы как следует потопать ногами - длина набережной с учетом Стрелки более 3 км…

Николаевский мост и начало Волжской набережной (вид на её нижний ярус). Фото с сайта yargid.ru

Волжская набережная состоит из трёх ярусов – верхнего и двух нижних. 

Верхний построен на деньги, выделенные ещё императором Александром I, посетившим город в далеком 1823 году. 

Верхний ярус и Губернаторская беседка. Фото с сайта putidorogi-nn.ru

В память его посещения на берегу Волги остался дворец, долгое время совмещавший функции резиденции губернатора и путевого дворца для царственных особ.

Вид на Путевой дворец, построенный для Александра I в 1821-1823 гг., из Губернаторского сада. Сейчас здание занимает Художественный музей. Фото с сайта turbina.ru

С набережной дворец выглядит не так эффектно. Зато напротив него располагается шикарная смотровая площадка-грот тех же лет постройки.

Макушинский спуск. Фото с сайта strannik-sergey.ru

Верхний из двух нижних ярусов был создан в 1944 (!) году. Ну а самый нижний, красиво уложенный гранитной плиткой, это подарок к 1000-летию города (2010 г.).

Вид на нижние ярусы набережной в районе Пятницкого моста. Фото с сайта static.tonkosti.ru

Какой из них красивее, сказать сложно. По моему мнению, от Никольского до Октябрьского моста интереснее пройтись низом, а после – верхом. 

Кроме великолепного вида на Волгу, набережную украшают несколько исторических зданий и чудесных беседок в форме ротонд

Снова Губернаторская беседка. На заднем плане - Речной вокзал и Октябрьский мост. Фото с сайта vtrip.ru
Беседка на Которосльской (еле написал…) набережной. Фото с сайта strannik-sergey.ru

А мосты верхнего яруса, переброшенные над прорезающими высокий берег спусками к берегу Волги – это вообще отдельное произведение искусства

Семеновский мост. Сохранил свой первоначальный вид с момента строительства в 1820 году. Фото с сайта vtrip.ru
Воздвиженский мост. Свой нынешний элегантный вид приобрел после кардинальной перестройки в 1910 году. Фото с сайта cryptic-storm.livejournal.com

Как я уже сказал, на набережной немало старинных зданий, большинство которых – в хорошем состоянии, что придает ей особый, праздничный вид. Особое место среди них занимает Волжская или, по другому, Арсенальная башня, стоящая на береговом откосе, практически у самой воды.

Волжская (позже – Арсенальная) башня построена в 1658-1659 годах. Одна из двух сохранившихся до наших дней башен Ярославской крепости (Земляного города). Долгое время служила воротами для въезда в город с берега реки. Фото с сайта RuTraveller.ru

Часть набережной занимает огромное и, как мне показалось, не слишком привлекательное (по крайней мере, днем и со стороны набережной) здание Речного вокзала, к причалам которого швартуются многочисленные туристические «белые пароходы».

Речной вокзал построен при советской власти в два приема (1976 и 1984 гг.). На заднем плане - Волжская башня и плавучая гостиница «Волжская жемчужина», расположенная на симпатичном дебаркадере. А на высоком берегу блестят золоченые купола Успенского кафедрального собора. Фото с сайта cruiseinform.ru

Но у Речного вокзала есть очень привлекательная особенность, компенсирующая все его недостатки. По специальному мостику, переброшенному с верхнего яруса набережной, можно пройти на отличную смотровую площадку, устроенную прямо на крыше главного здания. С неё вся Волга – как на ладони.

Ну и конечно, Стрелка. Место, где в Волгу впадает река с уже упоминавшимся неудобоваримым именем Которосль, было кардинально перестроено к 1000-летию города и сейчас выглядит так, что им мог бы гордиться любой крупный город.

Вид на Стрелку с верхней набережной. На противоположном берегу Которосли, за памятником 1000-летию Ярославля, хорошо просматривается великолепный краснокирпичный храмовый комплекс в Коровинской слободе. Фото с сайта kartinki24.ru

А над всей этой красотой, на высоком берегу, сияет свежим золотом куполов кафедральный Успенский собор

Успенский собор восстановлен к 1000-летию города на месте одноименного храма, в 1937 году повторившего судьбу храма Христа Спасителя. Фото с сайта putidorogi-nn.ru

Но на этом набережная не заканчивается. Она продолжается не такой величественной, но вполне симпатичной и интересной Которосльской (ф-у-у-х, снова получилось!) набережной, длиной в те же три километра. На ней тоже есть чем полюбоваться. Главное её украшение – хорошо сохранившийся Спасо-Преображенский мужской монастырь, когда-то входивший в систему обороны города и сегодня фактически заменяющий Ярославлю традиционный русский кремль.

Спасо-Преображенский мужской монастырь. Вид с Которосли. Фото с сайта culture.ru

В монастыре всегда много народу. Но мне, честно говоря, он показался скучноватым. Хотя монастырь древний и тесно связан с историей города и всего государства Российского. Но об этом лучше узнать у профессионального гида.

Большое впечатление произвели ярославские соборы. Их в городе сохранилось немало. Жаль не все находятся в хорошем состоянии. 

Особенно впечатлила фантастически красивая церковь Ильи Пророка на Советской площади (сама площадь, кстати, тоже очень симпатичная)

Церковь Ильи Пророка (1647-1650 гг. постройки) – ещё одна визитная карточка Ярославля. Фото с сайта strannik-sergey.ru

Сегодня церковь используется в качестве музея. Который я, вопреки своей привычке, посетил, о чем ни разу не жалею.

Теперь вы понимаете, почему? (Фото с сайта temples.ru)

Кроме этого чуда, в Ярославле множество великолепных храмов. Оказывается, существует даже специфический ярославский стиль…

Церковь Спаса на городу на Которосльской набережной (1672 год) Фото с сайта strannik-sergey.ru
Церковь Николы Рубленного (1695 год) там же. Фото с сайта strannik-sergey.ru
Церковь Михаила Архангела (1682 год). Снова - Которосльская набережная. Фото с сайта putidorogi-nn.ru
Часовня Александра Невского (1892 год). Установлена в память о чудесном спасении семьи Александра III в железнодорожной катастрофе 1888 года. Фото с сайта agentika.ru

Очень оригинально выглядит ещё один символ города, расположенный на все той же Которосльской набережной (я же говорил, что на ней тоже много интересного) – часовня Казанской божьей матери, установленная напротив Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря, из которых 27 июля 1612 года в поход на Москву выступило народное ополчение Минина и Пожарского.

Для современного человека эта чудесная небольшая часовня, открытая в 1997 году, больше напоминает ракету на старте. Фото с сайта photosight.ru

В городе немало чистых симпатичных улиц и старинных зданий разных эпох.

Власьевская (позднее – Знаменская) воротная башня (1658-1659 гг.) – вторая из сохранившихся до наших дней башен ярославского Земляного города. Пристроенная к ней Знаменская церковь приобрела свой окончательный вид только в 1897 году. Площадь имени Волкова. Фото с сайта yarcom.ru
Спасские казармы. До 1886 года - ярославская мужская гимназия, в которой учился Николай Некрасов. Фото с сайта strannik-sergey.ru
"Новое" здание Ярославской мужской гимназии. Площадь Челюскинцев. Фото с сайта strannik-sergey.ru
Улица Нахимсона (бывшая Большая Рождественская). В конце улицы – Угличская башня Спасо-Преображенского монастыря. Фото с сайта strannik-sergey.ru
30-и метровая пожарная Каланча (именно с большой буквы!) и пожарная часть украшают Красную площадь (бывшую Семеновскую и бывшую главную городскую площадь) с 1911 года. Из-за «стрижки» тополей, напоминающих пальмы, легко представить, что здание стоит где-то на Карибах… (фото с сайта yar.kp.ru)
Красная площадь. Памятники 30-х годов - монумент Ленина и знаменитый ярославский Дом с аркой - местный аналог московского Дома на набережной. Фото с сайта laperuz.com
Жилой дом на улице Советской (1937 год) – один из первых примеров «сталинского ампира». Фото с сайта strannik-sergey.ru
А эта "лунная база" – Планетарий. Ещё один подарок городу к 1000-летию, хотя и открыт чуть позже - 7 апреля 2011 года, в честь 50-летия полета Гагарина. Фото с сайта agentika.ru

Ох, сколько же ещё осталось не рассказанного и не показанного! Но, к сожалению, пора закругляться. Очень надеюсь, мне удалось убедить вас, что поездку в Ярославль нужно внести в ближайшие планы?

Еда:

Обедаю всегда (с подсказки Трипадвизора) в маленьком ресторанчике «Трактир на набережной» в подвальчике в Советском переулке, а фактически – уже на Волжской набережной. 

Фото с сайта 2gis.ru

Все очень просто, но очень вкусно и не дорого. Но будьте готовы, что ресторан пользуется популярностью и свободных мест в обеденное время может и не быть.

Приятное впечатление оставило кафе «Фрекен Бокен» на площади Труда, рядом с цирком. 

Фото с сайта 2do2go.ru

С удовольствием выпил там кофе с прекрасными пирожными. Особенно приятно удивил счет за все это великолепие. Тут же очень симпатичная кулинария с массой соблазнительных булочек и пирожных, которым можно предложить совместную прогулку на поезде. Чтоб не скучно было. А вы что подумали?

Купившись на внешний вид и «рублевое» место, зашел как-то выпить кофе в кафе в Волжской башне. Не понравилось. Дорого, долго и с пафосом, не оправданным ни качеством кофе, ни качеством услуг.

Дорога:

До Ярославля «летают» Ласточки. Дорога занимает вполне комфортные 3 часа. Отправление из Москвы (Ярославский вокзал) в 7:35 с прибытием около 11 утра. Обратно поезд стартует 19:30 с прибытием в Москву около 23 вечера. Итого - 8 часов, чего вполне должно хватить на осмотр центра города.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic