argo_60

Categories:

ДУБНА – ГОРОД БОЛЬШОЙ НАУКИ (сентябрь 2020)

Дубна очень похожа на Обнинск, в котором я побывал прошлым летом. Ещё один «город секретных физиков». Физиков здесь всегда хватало. И секретов, по крайней мере, первое время – тоже.

Физики всегда были нетрадиционными (в хорошем смысле этого слова) людьми. Вот и Дубна стала первым в Советском Союзе «городом велосипедистов». Ездили, кажется все – от мала до велика. И дворники и академики. Вот, пожалуйста, даже памятник есть, на месте, где академик Понтекорво учил ездить на велосипеде академика Джелепова…
Физики всегда были нетрадиционными (в хорошем смысле этого слова) людьми. Вот и Дубна стала первым в Советском Союзе «городом велосипедистов». Ездили, кажется все – от мала до велика. И дворники и академики. Вот, пожалуйста, даже памятник есть, на месте, где академик Понтекорво учил ездить на велосипеде академика Джелепова…

Поэтому, когда я ходил по построенным в конце 50-х-начале 60-х кварталам «Институтской части» (так называется этот район Дубны), у меня было стойкое ощущение, что я попал внутрь одного из моих наиболее любимых советских фильмов «Девять дней одного года». 

Самое смешное, что ощущения меня не обманули! Оказывается, фильм действительно снимали в этом самом месте! Прямо на Лесной улице, а ещё – на территории и в помещениях Объединенного Института Ядерных Исследований – одного из крупнейших центров ядерных исследований в мире.

В этом замечательном и очень авторитетном в мире учреждении за время его существования умудрились значительно расширить таблицу элементов Менделеева, открыв большую часть известных на сегодняшний день трансурановых элементов, т.е. химических элементов с атомными номерами, превышающими 92 (атомный номер урана). Для этого в Дубне построили самый большой на тот момент в мире ускоритель элементарных частиц. 

Первый ускоритель (1949 г.) работал ещё на предшественника ОИЯИ – Гидротехническую лабораторию (фото с сайта jinr.ru)
Первый ускоритель (1949 г.) работал ещё на предшественника ОИЯИ – Гидротехническую лабораторию (фото с сайта jinr.ru)
А вот так выглядел самый главный инструмент ОИЯИ для исследования микромира в момент постройки. Чем мельче объект исследований - тем больше «микроскоп»!
А вот так выглядел самый главный инструмент ОИЯИ для исследования микромира в момент постройки. Чем мельче объект исследований - тем больше «микроскоп»!
Главный корпус ОИЯИ, по совместительству – Дом ученых
Главный корпус ОИЯИ, по совместительству – Дом ученых
У ОИЯИ и свой музей есть, маленький, но симпатичный. А на переднем плане – памятник ещё одному из основателей института – академику Франку
У ОИЯИ и свой музей есть, маленький, но симпатичный. А на переднем плане – памятник ещё одному из основателей института – академику Франку

Но не только наукой жили советские физики, даже самые секретные. Вот в этом Доме культуры «Мир», ровеснике самого института (1956 г.), не только проводили научные конференции и самодеятельные капустники, но и выступали многие знаменитости. 

Выступали то многие, а вот памятник от благодарных физиков заслужил только один – всенародный любимец Владимир Семёнович Высоцкий, частенько выступавший в этом зале.

Аллею его имени, ведущую к парадному входу в ДК, украшают мозаичные панно работы известной русско-французской художницы Нади Леже. Сами догадаетесь, кто на них изображен или подсказать?

Но Дубна не только город Науки. Статус города она получила с момента образования ОИЯИ в 1956 году (хотя поселок для ученых его предшественника – Гидротехнической лаборатории существовал на этом месте с 1947 года). А окончательно границы города определились только четыре года спустя, когда в его составе объединились все поселения, имевшиеся в этом районе. И каждое имело свою, особую историю. 

Начнем с «Большой Волги». Так в начале 30-х годов назвали поселок гидростроителей на правом берегу Волги.

Как многие сегодня, наверное, не знают, одна из первых строек коммунизма – канал Москва-Волга (с 1947 года – канал имени Москвы). Грандиозное по тем временам 128 километровое сооружение, обеспечившее Москву пресной водой (60% современного потребления) и положившее начало превращению столицы нашей Родины в Порт семи морей. И начинается канал от перекрывшей Волгу Иваньковской ГЭС и одноименного водохранилища (оно же - Московское море).

Иваньковская ГЭС пережила немало потрясений и уже совсем не молоденькая (1937 г. рождения), но все ещё исправно дает ток стране и сыграла кое-какую роль и в достижениях местных физиков, снабжая электричеством Дубненские синхроцикло- и синхрофазо- троны (не спрашивайте, сам не знаю!). 

Суровой осенью 1941 года канал стал линией фронта, на которой остановились немецкие войска, обходившие Москву с севера. Бои тут шли тяжелые, особенно чуть южнее – у Дмитрова и Яхромы. Но и Иваньковская ГЭС сыграла в них свою немаловажную роль. Немцы пытались прорваться по льду замерзшего водохранилища, но экстренный сброс воды сотрудниками ГЭС поломал и лед и планы врага…

Памятный знак «Дот», установлен на плотине Иваньковской ГЭС в память её защитников-зенитчиков в 1975 году
Памятный знак «Дот», установлен на плотине Иваньковской ГЭС в память её защитников-зенитчиков в 1975 году

Основной рабочей силой при строительстве канала, были тысячи заключенных (на пике строительства их количество оценивается в 200 тысяч) специально для этого образованного Дмитровлага – одного из первых успешных «бизнес-проектов» ОГПУ/НКВД. По официальным данным, видимо не полным, за все время строительства из них от разных причин погибло около 22 тысяч… 

Памятный знак в честь строителей Канала. «Героям и жертвам», написано на нем…
Памятный знак в честь строителей Канала. «Героям и жертвам», написано на нем…

Русло Волги от канала и его Шлюза №1 отделяет симпатичный искусственный остров…

…который, кроме золотой осени… 

…украшает и гигантская 37-метровая фигура Вождя мирового пролетариата. 

Обратите внимание на левую руку – точно трубку держит!
Обратите внимание на левую руку – точно трубку держит!

На противоположной стороне канала стояла такая же гигантская фигура Вождя народов, но она была взорвана в 1962 году, на волне хрущевской борьбы со сталинизмом.

Деревьев в округе тогда ещё и в помине не было и громадные фигуры вождей возвышались над каналом и Волгой ничем не заслоняемые. Особенно фееричным это зрелище должно было выглядеть ночью, когда их подсвечивали прожектора (фото с сайта mos-more.ru).
Деревьев в округе тогда ещё и в помине не было и громадные фигуры вождей возвышались над каналом и Волгой ничем не заслоняемые. Особенно фееричным это зрелище должно было выглядеть ночью, когда их подсвечивали прожектора (фото с сайта mos-more.ru).

Но пострадал не только памятник Сталину. В 1961 году из любимой комедии Иосифа Виссарионовича «Волга-Волга» (1938 год), тоже снимавшейся в этих местах, вырезали кадры с фигурой Сталина и проходящим мимо неё флагманом Волжской флотилии - пароходом «Иосиф Сталин», на котором герои фильма плыли в Москву. 

Да так ловко вырезали, что остались от Хозяина одни ноги, да и то - частично. Фото с сайта liveinternet.ru
Да так ловко вырезали, что остались от Хозяина одни ноги, да и то - частично. Фото с сайта liveinternet.ru

Чтобы попасть с острова на правый берег, собственно в район Большая Волга, нужно «поднырнуть» под шлюз и пройти по автомобильному (закрытому для движения, но активно используемому пешеходами и двухколесным транспортом) тоннелю.

От городка гидростроителей, в отличие от «Институтской части», практически ничего не осталось. Весь район застроен современными домами. Главное украшение «Большой Волги» – небольшой, но уютный Семейный парк, в котором (как и в Обнинске, кстати!) растут вот такие странные грибочки.

Ну физики! Ну забавники! Говорю же – очень нетрадиционные товарищи!
Ну физики! Ну забавники! Говорю же – очень нетрадиционные товарищи!

Межу «Большой Волгой» и «Институтской частью» расположился самый современный городской район «Черная речка», перетянувший на себя функции центра города.

Вид на кварталы Черной речки из Семейного парка
Вид на кварталы Черной речки из Семейного парка

Оба района объединяет большой проспект академика Боголюбова – ещё одного основателя ОИЯИ и его второго директора. Как и положено современному городу, главный проспект застроен жилыми домами и современными торговыми центрами.

Ну и раз уж я рассказал о всех городских районах правого берега, негоже обижать и левый! Тем более у «Тридцатки» есть и своя особая история, кстати, связанная с соседними Кимрами/Савелово. Ведь именно сюда, поближе к новой ГЭС, в 1939 году перевели 30-й авиационный завод из Савелово. Чего только не производили и не разрабатывали на заводе и в его КБ за 80 лет существования! От тяжелых морских и сухопутных бомбардировщиков, до элементов знаменитого перехватчика МИГ-25, памятник которому украшает заводскую проходную.

Расцвет нового завода начался в начале 50-х, когда его переквалифицировали из авиационных в ракетостроительные и сформировали на его базе знаменитое в узких кругах КБ «Радуга». Многие из наиболее мощных крылатых ракет наших авиации и флота разработаны и производятся именно здесь. Здесь же шли и первые работы по гиперзвуковому оружию. 

Участвовали КБ и завод и в освоении космоса - в 70-е годы, в рамках секретной (естественно!) программы «Спираль», нацеленной на создание первого отечественного многоразового космического корабля с воздушным стартом. Хотя программа и была свернута в пользу более крупного и грузоподъемного «Бурана-Энергии», но её наработки и результаты не пропали даром и были использованы в новом проекте.

Вот так должен был выглядеть гиперзвуковой самолет-носитель для маленького орбитального самолетика, удобно примостившегося у него на спине вместе с ракетой второй ступени, которая с высоты в 28 километров после разгона носителя до скорости 6М (около 7 000 км/ч) должна была забрасывать его на околоземную орбиту (изображение взято с сайта buran.ru).
Вот так должен был выглядеть гиперзвуковой самолет-носитель для маленького орбитального самолетика, удобно примостившегося у него на спине вместе с ракетой второй ступени, которая с высоты в 28 километров после разгона носителя до скорости 6М (около 7 000 км/ч) должна была забрасывать его на околоземную орбиту (изображение взято с сайта buran.ru).

Так что Дубна город не только Науки, но и Техники! И этим он тоже очень похож на Обнинск. А вот что сильно различает эти два вполне симпатичных города – это, конечно Волга! Тут Дубна даст Обнинску 100 очков вперед.

Красавица Волга и Дубненский мост, соединяющий две половинки города
Красавица Волга и Дубненский мост, соединяющий две половинки города

Хотя 100 очков, это я погорячился. Для этого городу надо бы «причесать» свою потенциально очень красивую набережную. Негоже в наше время столь интеллигентному городу так относиться к великой реке!

А вот это "строение" очень напоминает самарскую "Ладью", вот только со знаком "минус"
А вот это "строение" очень напоминает самарскую "Ладью", вот только со знаком "минус"
Хотя прогулочный «торпедный катер» в окрасе для действий в джунглях Амазонии, пришвартованный у местной пристани, выглядит, как минимум, оригинально…
Хотя прогулочный «торпедный катер» в окрасе для действий в джунглях Амазонии, пришвартованный у местной пристани, выглядит, как минимум, оригинально…

Общее впечатление:

Приятный, относительно молодой и современный небольшой (население — 75 000 человек) город, на зависть другим обеспеченный одновременным доступом к шикарным водным просторам Волги и Московского моря. Без особых достопримечательностей. По нему (особенно по кварталам Институтской части) просто приятно побродить. Жаль не хватило времени пешком прогуляться по левобережной Тридцатке, пришлось довольствоваться только видом из окна такси. Но и так впечатления сугубо положительные. Время и силы потрачены не зря!

Маршрут:

Уже опубликован в предыдущем посте о Кимрах. Общая длина тоже не очень большая – около 10 км, особенно, если его не суммировать с Кимрами.

Сувениры:

И тут не сложилось, как и в Кимрах. Была надежда на вокзальные киоски, но обнаружить таковой на станции «Дубна» не удалось, так что я и в этом городе остался без магнитиков. Пичалька…

Еда:

Прекрасно пообедал в ресторане с говорящим названием «Счастье» (№3 по Трипадвизору). Местоположение (в 2-х шагах от проспекта Боголюбова), обслуживание, интерьер, качество еды и напитков – всё на очень-очень достойном уровне.

Только не ходите в летнюю пристройку – сарай сараем!
Только не ходите в летнюю пристройку – сарай сараем!

Дорога:

Те же, что и до Кимр, 3 часа на приличной электричке от/до Москвы, с убытием/прибытием на тот же Савеловский вокзал. Соответственно и большая часть дороги проходит вдоль всё того же канала имени Москвы. Дубна – конечная остановка, так что мимо не проедете. Учтите только, что некоторые электрички заканчивают свой путь или стартуют в обратный путь со второй станции в пределах Дубны – от «Большой Волги», расположенной на противоположном конце города. Общее количество поездов небольшое, интервалы между ними приличные, так что будьте внимательны – не опоздайте!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic