argo_60

Category:

КИМРЫ – КЛАД ДЕРЕВЯННОГО МОДЕРНА (сентябрь 2020)

Надо сразу признать, что интересного деревянного модерна в России сохранилось немало. Но в Кимрах, небольшом 40-тысячном волжском городе, он очень заметен. Тем более что в последнее время в его (модерна) жизни произошли пусть не глобальные, но глубоко положительные изменения.

Один из кимрских красавцев (1926 г.), получивших, благодаря стараниями его владельцев, новую жизнь
Один из кимрских красавцев (1926 г.), получивших, благодаря стараниями его владельцев, новую жизнь

Часть положительных изменений связана с группой энтузиастов «Том Сойер Фест – Кимры» (низкий им поклон), которая взялась за восстановление нескольких интересных домов и уже достигла в этом деле больших успехов.

Дом Блинова (1925 г.) – результат трудов Том Сойер Фест Кимры за 2019 год
Дом Блинова (1925 г.) – результат трудов Том Сойер Фест Кимры за 2019 год
А вот так этот красавчик выглядел ещё недавно (фото из группы Том Сойер Фест Кимры «В контакте»)
А вот так этот красавчик выглядел ещё недавно (фото из группы Том Сойер Фест Кимры «В контакте»)

Эти два ярких (в буквальном и переносном смысле) образчика кимрского стиля украшают собой совсем не длинную (всего 4 квартала) Московскую улицу, зажатую среди унылых серых советских «кирпичиков«, но, к счастью, сохранившую значительную часть своего шарма. По крайней мере, его ещё можно разглядеть в этих темных от времени и уже частично перестроенных домах. Практически каждый из них по-своему интересен. Вот бы таких Том Сойер Фестов с десяток собрать и привести улицу к виду первых двух красавцев! Ни один туристический пароход бы мимо не прошел!

Самое необычное (по крайней мере, для меня) что большая часть этих жилых домов построена в 20-е годы XX века, в самый разгар НЭПа, во времена которого предприимчивые жители Кимр чувствовали себя, судя по всему, совсем неплохо! Этакая кимрская Рублевка. И это при советской власти, в годы, которые у большинства из нас ассоциируются с развалом и разрухой после Гражданской войны. О как!

Параллельно Московской проходит не менее интересная, хотя и не такая цельная улица Орджоникидзе, где тоже есть чем полюбоваться… 

Обе улицы находятся в Заречье – на правом берегу речки Кимрки, притока Волги, давшей название городу, и образуют главный «куст» городских достопримечательностей. По крайней мере, плотность их на квадратный километр в этой части города максимальная. 

Конечно и в центре, на левом берегу все той же Кимрки, тоже есть интересные деревянные (и не только) здания, но они расположены не так компактно и за ними придется побегать. Но не пугайтесь, город небольшой и концы не такие уж и страшные.

Ещё один симпатичный дом Заречья стоит прямо на набережной Кимрки. Да, у неё и набережная есть, не улыбайтесь снисходительно, не такая уж она (речка) и маленькая!
Ещё один симпатичный дом Заречья стоит прямо на набережной Кимрки. Да, у неё и набережная есть, не улыбайтесь снисходительно, не такая уж она (речка) и маленькая!
Вот, смотрите, какая она (набережная) миленькая, хоть и маленькая
Вот, смотрите, какая она (набережная) миленькая, хоть и маленькая

Один из самых красивых, самых «модерновых» и, что ценно, находящихся в приличном состоянии – дом Рыбкиных расположен на волжской набережной.

Нынешний его хозяин, судя по припаркованной машине, вполне способен поддерживать его в достойном состоянии. Вот только ещё бы заборчик у дома был пониже, да пожиже, а то ради удачного кадра пришлось, проявляя чудеса эквилибристики, забраться вот на такое, с позволения сказать, «дерево», так и норовившее вывернуться из под ног наглого чужака…

Не все исторические здания в Кимрах находятся в хотя бы минимально приличном состоянии, но кажется, в судьбе вот этого красавца на улице Кирова вот-вот должны наступить долгожданные изменения. Мне кажется, на это как-бы намекает строительный забор. Ну не сносить же его собрались?!

Дом доктора Жардецкого – наследие НЭПа, как и часть других кимрских красот
Дом доктора Жардецкого – наследие НЭПа, как и часть других кимрских красот
А вот дом купцов Серепьевых (1910 г.) - наследие хозяев жизни из предыдущей эпохи
А вот дом купцов Серепьевых (1910 г.) - наследие хозяев жизни из предыдущей эпохи
А вот ещё один симпатяшка с улицы Карла Маркса, не попавший ни в какие обзоры кимрского модерна. А по-моему очень даже модерново…
А вот ещё один симпатяшка с улицы Карла Маркса, не попавший ни в какие обзоры кимрского модерна. А по-моему очень даже модерново…

И это ещё не всё. Кое-что я так и не увидел, увлекшись Заречьем, до чего-то не дошел буквально квартал (что особенно обидно). Но я постарался включить всё самое интересное в свой маршрут, ссылку на который привожу ниже. Но чужие фото того, что сам не видел, включать не буду, уж извините. Делюсь только личными впечатлениями. 

Кроме деревянного модерна, в Кимрах есть несколько интересных каменных зданий. Часть из них уже обрела новую жизнь, наглядно демонстрируя, как может выглядеть обычный среднерусский город, если его «умыть, причесать и приодеть» - просто красавчег!

Старые купеческие лавки снова в строю!
Старые купеческие лавки снова в строю!
Дом купца Тунцова
Дом купца Тунцова
Торговый дом Савушкина снабжает жителей Кимр нужными вещами с 1910 г.
Торговый дом Савушкина снабжает жителей Кимр нужными вещами с 1910 г.
Симпатичную городскую усадьбу сегодня занимает салон красоты. Особенно доставляет надпись "пиявки" в окне верхнего этажа. Кого это они так? Надеюсь не клиентов?
Симпатичную городскую усадьбу сегодня занимает салон красоты. Особенно доставляет надпись "пиявки" в окне верхнего этажа. Кого это они так? Надеюсь не клиентов?
Дом купца Кожевникова. 1911 года рождения, а выглядит как новенький!
Дом купца Кожевникова. 1911 года рождения, а выглядит как новенький!
Дом купца Собцова (1895 г.) на момент постройки был самым роскошным зданием Кимр, да и сегодня выглядит вполне себе, особенно на фоне серого бетонно-кирпичного соседа...
Дом купца Собцова (1895 г.) на момент постройки был самым роскошным зданием Кимр, да и сегодня выглядит вполне себе, особенно на фоне серого бетонно-кирпичного соседа...
Дом купца Наумова (1910 г.). Кстати плитка, его украшающая, в те годы была остромодным отделочным материалом и стоила очень немало...
Дом купца Наумова (1910 г.). Кстати плитка, его украшающая, в те годы была остромодным отделочным материалом и стоила очень немало...
Симпатично выглядит и здание городской художественной галереи (1918 г.). Не хотите узнать что вам предложат посмотреть за 50 руб.?
Симпатично выглядит и здание городской художественной галереи (1918 г.). Не хотите узнать что вам предложат посмотреть за 50 руб.?
Жилой дом купца Тихомирова (1916 г.), как положено, с магазином на первом этаже
Жилой дом купца Тихомирова (1916 г.), как положено, с магазином на первом этаже
Меньше повезло некогда шикарному дому купца Теплова (1906 г.), который, как и его сосед, уже упоминавшийся дом доктора Жардецкого, всё ещё ждет, когда его отдадут в добрые руки…
Меньше повезло некогда шикарному дому купца Теплова (1906 г.), который, как и его сосед, уже упоминавшийся дом доктора Жардецкого, всё ещё ждет, когда его отдадут в добрые руки…

В значительно худшем состоянии (фактически в руинах) находится огромное здание Торговых рядов (1913-1914 гг.), по размаху и стилю напоминающее московские Верхние торговые ряды. Надеюсь, что и до него дойдут руки. Хотя, боюсь, без помощи со стороны, такую махину поднять вряд ли удастся…

Очень хорошо вписывается в общий модерновый стиль города и  его самый красивый собор - Преображенский (1911 г.) .

А главную городскую площадь – Театральную, до сих пор украшает не только фигура вождя, как всегда уверенно указывающего правильную дорогу (Кимры удостоились упоминания в одной из его дореволюционных работ о капиталистической организации производства), но и симпатичный дом одного из богатейших кимрских купцов Горбылева. 

Вам не кажется, что Владимир Ильич с удовольствием показывает именно на купеческий дом? И как прикажете это трактовать с точки зрения марксизма-ленинизма?
Вам не кажется, что Владимир Ильич с удовольствием показывает именно на купеческий дом? И как прикажете это трактовать с точки зрения марксизма-ленинизма?

Жаль, что во время пожара 1947 года он лишился трех симпатичных башенок…

Вы будете смеяться, но это вид улицы не крупного города, а села Кимры (статус города оно получило только в 1917 году!). Фото взято с сайта kimrypress.ru
Вы будете смеяться, но это вид улицы не крупного города, а села Кимры (статус города оно получило только в 1917 году!). Фото взято с сайта kimrypress.ru

На этой же площади стоит и самое заметное здание в городе – Кимрский театр. Удивительно, но небольшой 40 тысячный город может похвастаться собственным Театром драмы и комедии, радующим горожан уже почти 80 лет. 

Здание выглядит немного потрепанным. Но главное ведь — внутри, а не снаружи, правда? Хотя и краску подновить не мешало бы, всё-таки храм искусства...
Здание выглядит немного потрепанным. Но главное ведь — внутри, а не снаружи, правда? Хотя и краску подновить не мешало бы, всё-таки храм искусства...

Откуда вся эта красота в провинциальном городе спросите вы? Осталась от богатого села Кимры, снабжавшего обувью всю Россию. 

Появилось оно в XVI веке, и почти сразу было зачислено в царский «штат», т.е. вошло в состав царских владений. А уже к середине XVII века бОльшая часть жителей этого крупного по тем временам села (более 100 дворов) занялась сапожным промыслом, прославившим Кимры на всю Россию. Начиная с Петра I кимрские обувщики поставляли кожаные изделия (прежде всего обувь) для русской армии и с этого момента село постепенно становится главным обувным центром страны. 

К концу XIX века около 6000 жителей Кимр (включая стариков, женщин и детей) производили 2,5 миллиона пар обуви, расходившихся по всей России и даже экспортировавшихся в избалованную Европу. При этом первая настоящая обувная фабрика в городе появилась только в 1907 году!

К моменту получения статуса города  (1917 год) население села насчитывало 20 000 жителей, столько же, сколько в губернских Архангельске, Вятке (современный Киров) и промышленных Луганске и Александровске (Запорожье). Говорят, что хитрые селяне до последнего не хотели платить более высокие городские налоги и предпочитали жить в селе с трехэтажными каменными домами и мощеными улицами.

Сапожник – символ и главный кормилец Кимр. А носить такие сапожки, да ещё и ручной работы, я думаю не постеснялись бы и современные модницы…
Сапожник – символ и главный кормилец Кимр. А носить такие сапожки, да ещё и ручной работы, я думаю не постеснялись бы и современные модницы…

Зажиточные кимрские купцы, разбогатевшие на торговле обувью, не стеснялись сельского статуса и строили для себя дома в модном в начале XX века стиле «модерн». А уж каменные или деревянные – у кого на что денег хватало. Так вот село-город и стал музеем под открытым небом. 

За богачами потянулся и местный «средний класс», покупая вскладчину типовые проекты и строя по ним дома с некоторыми индивидуальными изменениями. И да, вам не показалось, что в облике домов на той же Московской много похожих элементов декора. Издержки типовой архитектуры!

Ну и, конечно, Волга! В Кимрах она неожиданно широкая и очень красивая. 

Хотя городская набережная, носящая имя знаменитого советского писателя Александра Фадеева (видимо уже надежно забытого в наше время), выглядит откровенно слабовато, зато Савеловский мост, ведущий на правый берег Волги, к ж/д станции и поселку Савелово, очень хорош…

Тоже в своем роде модерн, только стальной
Тоже в своем роде модерн, только стальной

Кстати, в Савелово, у самого въезда на мост, вас ждет ещё одна загадка Кимр…

Причем тут город сапожников и самолет, спросите вы? Тем более довольно редкий экземпляр ТУ-124, младшего брата знаменитого Ту-104? Все просто. Окрестности Кимр – малая родина Андрея Николаевича Туполева, великого советского авиаконструктора, академика, генерал-полковника, четырежды Героя труда (да-да, я не ошибся, первое звание Героя труда он получил в 1926 году, когда Золотых звезд ещё не вручали) и прочая, прочая, прочая... 

А ещё на главном предприятии Савёлова – Савёловском машиностроительном заводе, выросшем из железнодорожных мастерских при станции, в 30-е годы некоторое время выпускали морские гидросамолеты-разведчики. Завод, слава богу, не погиб в бурные 90-е и на сегодняшний день стал одним из ведущих станкостроительных центров страны. Вот вам и провинция!

Общее впечатление:

Милый маленький провинциальный городок. Не ждал ничего особенного. Но, совершенно неожиданно для себя, встретил немало интересного. 

Кимры надо обходить не торопясь, чтобы не пропустить интересное, зачастую прячущееся среди следов разрушений и упадка. Жалею, что пробыл в городе только полдня, торопясь засветло попасть в Дубну. Кое-что всё-таки осталось «за кадром».

Хотя первое впечатление от Кимр было, честно говоря, не очень, но чем больше я вспоминаю город и рассматриваю сделанные в нём фото, тем больше он мне нравится. К счастью в последнее время исторические здания стали восстанавливаться, возвращая Кимрам их оригинальный, ни на кого не похожий стиль. Бог в помощь всем, кто занят этим благородным делом!

Кстати, знающие люди советуют (и я с ними согласен), что, чтобы как следует разглядеть кимрские красоты, приезжать в город лучше, когда на деревьях ещё/уже нет листьев. А чтобы сделать достойные фото, как ни странно, выбирать пасмурную погоду.

Маршрут:

В принципе – совсем не такой и длинный, всего около 12 км. При этом я пешком шел от самого Савеловского вокзала (не спутайте сгоряча с московским!). Там недалеко (от станции до моста около 2 км), а автобус ждать надоело. 

Выкладываю сразу полный маршрут Кимры – Дубна. О второй его части расскажу в следующий раз.

Сувениры:

Как-то не сложилось. Даже магнитики на глаза ни разу не попались. Не то чтобы я их активно искал, но в пару мест зашел, поинтересовался.

Еда:

Поскольку это был сдвоенный маршрут Кимры-Дубна, отложил прием пищи на вторую часть и не прогадал, о чем расскажу в следующий раз.

Дорога:

Около 2,5-3х часов (чуть больше 140 км) на вполне приличной электричке до Савелово. По дороге, которая проходит вдоль канала имени Москвы, удалось даже полюбоваться немного парусниками на башнях яхромского шлюза и воздушными шарами в районе Дмитрова (у них там гнездо). 

Электрички ходят с Савеловского вокзала (теперь уж точно – московского) не очень часто, так что пришлось ехать на первой (6:31), зато времени хватило на оба города. Чуть за полдень я уже был в Дубне, куда добрался за 25 минут и 400 р., причем очень удачно - сразу к плотине Иваньковской ГЭС, на которую очень хотел посмотреть. При этом в Кимрах вполне себе работает Яндекс.Такси, так что проблем с поиском такси явно не будет.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic