argo_60

Category:

ХАРЬКОВ – ВТОРАЯ СТОЛИЦА УКРАИНЫ

Ноябрь — пустой месяц. Ехать в такую мряку и серость никуда не хочется. Поэтому и писать не о чем. А чтобы вы не заскучали (очень надеюсь) без моих рассказов, вот вам немножко о городе, в котором я бывал, наверное, чаще всего в моей жизни.

На самом деле Харьков, вообще-то, первая столица Советской Украины, каковой город оставался с 1917 по 1934 год. И перенес Харьков потерю столичного статуса, насколько я понимаю, достаточно болезненно. Хотя, по-моему, харьковчане так и не привыкли к "не столичному" статусу и продолжают считать свой город столицей, просто немножко не первой…

Харьковский "Госпром" (Дом Государственной промышленности) – символ утерянного столичного статуса. В этом, одном из первых советских конструктивистских небоскребов (1925-1928 гг.), с 1928 по 1934 год находилось правительство УССР. Фото с сайта stmegi.com
Харьковский "Госпром" (Дом Государственной промышленности) – символ утерянного столичного статуса. В этом, одном из первых советских конструктивистских небоскребов (1925-1928 гг.), с 1928 по 1934 год находилось правительство УССР. Фото с сайта stmegi.com

Сразу честно скажу – Харьков не мой город. Хотя в моей жизни с ним много связано и до последних событий на Украине я бывал там каждый год. Ну не лежит к нему сердце, что с этим сделаешь?

Хотя город не может не вызывать уважение своим масштабом. Огромный промышленный, научный и технический центр. Ещё один город – рабочий. Приятных уголков в нем немного, хотя в Харькове, не смотря на все перипетии его судьбы, все-таки сохранились некоторые исторические здания, да и сразу после войны в городе было построено немало... 

Знаменитая в пределах Харькова "Зеркальная струя" (1947 год) – не только один из таких симпатичных уголков, но и, наряду с Госпромом, официальный символ города. Фото с сайта vgorode.ua
Знаменитая в пределах Харькова "Зеркальная струя" (1947 год) – не только один из таких симпатичных уголков, но и, наряду с Госпромом, официальный символ города. Фото с сайта vgorode.ua

Но после краха Советской власти город быстро и уверенно начал терять даже то, что в нем оставалось хорошего. Хотя нельзя сказать, что местная власть ничего не пыталась делать, но историческую тенденцию переломить не так просто… Было очень грустно смотреть, как эта махина медленно, но неуклонно тонет в болоте неизбежного.

До сих пор вспоминаю древний дребезжащий трамвай на Полтавском шляху, сквозь проржавевшее днище которого я, к своему немалому удивлению, мог следить за состоянием дорожного полотна.

Тот самый Полтавский шлях ведет в центр города из района Холодной горы и Южного вокзала. А вот и очень похожий трамвайчик. Правда, номер маршрута 5-й, а не 6-й… Фото с сайта vgorode.ua
Тот самый Полтавский шлях ведет в центр города из района Холодной горы и Южного вокзала. А вот и очень похожий трамвайчик. Правда, номер маршрута 5-й, а не 6-й… Фото с сайта vgorode.ua

Мы из своих 90-х вынырнули, а они – не смогли. Огромный Салтовский рынок заменил в городе практически всю промышленность, науку, да и культуру, наверное. Не удивительно, что один из хозяев этого рынка в конце-концов и возглавил Харьков. Ну не "красного" же директора в мэры выбирать!

Бывший Атомград (Харьковский Турбоатом), Авиаград (Харьковский авиационный завод), Танкоград (грандиозные Завод имени Малышева и Харьковский Тракторный), когда-то бывшие гордостью Страны Советов и родиной легендарного Т-34, влачат жалкое существование или вообще закрылись. На всю страну славились харьковские ВУЗы – Авиационный, Инженеров транспорта, Радиоэлектроники и ещё н-цать других. Но сегодня, оторванное от общей Большой страны, всё это умирает за не надобностью. Жаль город. Ну не заслужил он такой судьбы!

Одна из центральных и самых красивых площадей города на стрелке рек Лопань и Харьков – Павловская
Одна из центральных и самых красивых площадей города на стрелке рек Лопань и Харьков – Павловская

Одна Война сколько у него забрала! Харьков – один из символов Великой Отечественной. Но символ, скорее, отрицательный, связанный с крупными поражениями Красной Армии. Освободить город удалось только с третьей попытки. Советские историки, по понятным причинам, очень не любили вспоминать бои под Харьковом, хотя они и имели большое значение для хода всей войны. Именно поэтому, я думаю, Харьков и не стал ещё одним городом-героем.

Харьков – один из самых пострадавших и разрушенных городов СССР. Оккупанты и их помощники из привезенных бандеровцев и местных предателей не ласково обошлись с оставшимися в городе харьковчанами и беженцами. После первой попытки освобождения, в городе начались массовые репрессии. Немцы фактически организовали голод. Горожанам под угрозой расстрела запрещалось ходить по окрестным деревням, где хоть какую-то еду можно было выменять. В итоге к моменту настоящего освобождения из миллионного населения города осталось меньше 200 000…. Поэтому день освобождения города - 23 августа для харьковчан до сих пор святой день, не смотря ни на какие старания новой власти. Как для ленинградцев – день снятия блокады.

23 августа 1943 года. Фото с сайта pobeda.elar.ru
23 августа 1943 года. Фото с сайта pobeda.elar.ru

С рекой Харькову откровенно не повезло. Что Харьков, что Лопань – речки совсем масенькие. Курице по колено. Но гордые. По ним даже лодочки плавают. Иногда. Когда не очень жарко…

Это Лопань умело притворяется настоящей рекой. Получается неплохо. Особенно вечером. Фото с сайта aiesec.org.ru
Это Лопань умело притворяется настоящей рекой. Получается неплохо. Особенно вечером. Фото с сайта aiesec.org.ru
А вот и Стрелка. Место основания Харьковской крепости (1654  г.). Слева Лопань, справа – Харьков. В смысле река Харьков. Ну, вы поняли… Фото с сайта lawedding.com.ua
А вот и Стрелка. Место основания Харьковской крепости (1654 г.). Слева Лопань, справа – Харьков. В смысле река Харьков. Ну, вы поняли… Фото с сайта lawedding.com.ua

После войны, восстанавливая разрушенное, на краски особо не тратились, обходясь цементом, а то и голым бетоном. Поэтому лично для меня Харьков всегда был скорее Серым Городом. Но, тем не менее, в нем есть несколько интересных и, даже, симпатичных улиц. 

Главная из них – Сумская. Начинается она от главной и старейшей (1659 г.) городской площади – Конституции… 

Площадь Конституции. Серый дом с  белой лепниной - Дворец Труда (бывший доходный дом страхового общества "Россия", 1916 г.). А соседний дом с башней – кардинально перестроенное в 1954 году, но существующее с середины XIX века здание Харьковского городского совета. Фото с сайта aiesec.org.ru
Площадь Конституции. Серый дом с белой лепниной - Дворец Труда (бывший доходный дом страхового общества "Россия", 1916 г.). А соседний дом с башней – кардинально перестроенное в 1954 году, но существующее с середины XIX века здание Харьковского городского совета. Фото с сайта aiesec.org.ru

…и ведет строго на север. В сторону клятых и агрессивных москалей. Ну что сделаешь с этой упрямой географией! До Белгорода от Харькова всего 60 км. А как-будто на другой планете. Всегда вспоминаю потрясающий эффект конца 90-х, когда выехав московским поездом из темного и печального Харькова, всего через час пути останавливаешься у сияющего, как новогодняя ёлка, праздничного перрона российского Белгорода. 

Вот она – самая пафосная и главная улица города. Фото с сайта sq.com.ua
Вот она – самая пафосная и главная улица города. Фото с сайта sq.com.ua

Не подумайте плохого, не вся она такая – без единой былинки и деревца. Чуть подальше Сумская проходит по границе большого и симпатичного центрального городского парка имени Тараса нашего (точнее – уже ихнего) Грыгоровича Шевченко.

Ещё один из символов города установлен в 1935 году и до сих пор не декоммунизирован. Недоработочка, однако! Фото с сайта odessareview.com
Ещё один из символов города установлен в 1935 году и до сих пор не декоммунизирован. Недоработочка, однако! Фото с сайта odessareview.com

Но лично мне больше всего нравится район метро Пушкинская. Там ещё сохранились дореволюционные особняки, не смотря на годы, революции, войны, реконструкции и, зачастую, не лучшее состояние, сохранившие благородную красоту и обаяние.

Особняк профессора Харьковского императорского университета Сомова (1899 год). Реставраторы неудачно разобрали высокую крышу башенки, но и без неё дом выглядит по прежнему привлекательно и солидно. Фото с сайта shukach.com
Особняк профессора Харьковского императорского университета Сомова (1899 год). Реставраторы неудачно разобрали высокую крышу башенки, но и без неё дом выглядит по прежнему привлекательно и солидно. Фото с сайта shukach.com
А вот так он выглядел 100 лет назад. Фото с сайта shukach.com
А вот так он выглядел 100 лет назад. Фото с сайта shukach.com

В Харькове два главных собора, возвышающихся над самым центром города по разные стороны Лопани и уже не раз мелькавших на фотографиях. И оба, естественно – одни из главных символов города.

Один из крупнейших в мире православных храмов, Благовещенский кафедральный собор был построен в 1888—1901 годах в модном византийско-русском стиле и сразу бросается в глаза любому приезжему. Тем более, что его 80-и метровая колокольня видна издалека. После революции храм был закрыт, но к счастью, не взорван. В отличие от многих других храмов на территории СССР, простоял закрытым он относительно недолго. Его снова открыли… немцы во время оккупации. А после освобождения города опять закрывать уже не стали. Наоборот, сделали кафедральным собором. Так что можно сказать у собора – счастливая судьба. Если не считать, конечно, что он за свою относительно недолгую историю трижды терял крест на колокольне (1974 – ураган, 1996 – снова ураган, 1997 – пожар)! 

Успенский собор старше на 100 лет (1780 г.). Стоит на месте первого собора Харьковской крепости. Его белокаменная колокольня, посвященная победе в Отечественной войне 1812 года, с 5-и метровым крестом (стройка продолжалась более 20 лет и закончилась только в 1841 году) возвышается почти на 90 метров.

Высота колокольни, наверное, и спасла храм в первые годы советской власти. Хотя его и закрыли, но все-таки не уничтожили. А превратили в 1924 году в… первую украинскую широковещательную радиостанцию, антенной для которой и послужила колокольня.

Восстанавливать храм, больше пострадавший от советской власти, чем от бомбардировок и обстрелов в годы войны, начали раньше многих – ещё с конца 50-х годов. Так что и у этого храма не такая печальная судьба.

Транспорт

Только ж/д. Харьковский аэропорт, которым я воспользовался один раз в жизни, произвел неизгладимо отрицательно впечатление. Зато ж/д вокзал в Харькове один из самых больших, которые мне попадались в жизни. И это не удивительно для третьего по величине железнодорожного узла СССР! 

А привокзальная площадь, как ни странно, одна из самых красивых городских площадей. А все потому, что на неё не пускают транспорт. Он прячется на соседних улицах. Не очень удобно, но и не очень неудобно. Лишних 200-300 метров надо пройти пешочком. Зато, какая красота!

Фото с сайта sq.com.ua
Фото с сайта sq.com.ua

Грандиозное здание Южного вокзала (1952 год) – замена разрушенному во время войны, было отлично отреставрировано к 350-летию города (2003 год).  

Грандиозный главный зал Южного вокзала.Фото с сайта kh.depo.ua
Грандиозный главный зал Южного вокзала.Фото с сайта kh.depo.ua
Все пути на Юг, к теплому морю, шли через Харьков. Ещё отец Федор отстал тут от поезда по дороге в Баку, когда бегал за кипяточком. Знаменитое место! Фото с сайта dozor.kharkov.ua
Все пути на Юг, к теплому морю, шли через Харьков. Ещё отец Федор отстал тут от поезда по дороге в Баку, когда бегал за кипяточком. Знаменитое место! Фото с сайта dozor.kharkov.ua

Вокзальную площадь, кроме самого Вокзала, украшают ещё два больших и оригинальных здания. 

Фото с сайта sq.com.ua
Фото с сайта sq.com.ua

Первое — дореволюционное Управление Южной железной дороги (1912-1914 гг.). Удивительно, но это огромное здание, занимающее целый квартал на месте самых ожесточенных боев за город, относительно спокойно пережило войну, в отличие от расположенного в 100  метрах вокзала, разрушенного практически до основания… 

Фото с сайта dozor.kharkov.ua
Фото с сайта dozor.kharkov.ua

Второе —  конструктивистский Главпочтамт, тоже разрушенный, смогли восстановить только к 1950 году…

Четыре балкончика на бывшей  часовой башне – для почтовых голубей. В 30-е годы не чурались никаких технологий, ни новых, ни старых. Фото с сайта disgustingmen.com
Четыре балкончика на бывшей часовой башне – для почтовых голубей. В 30-е годы не чурались никаких технологий, ни новых, ни старых. Фото с сайта disgustingmen.com

Вот такой он Харьков. Затаился. Ждет. Рассыпается потихоньку. Но ничего, такие могучие города так просто не умирают. Настанет и его время возрождаться. Выдержал же Севастополь третью осаду. Вот и Харьков освободят в четвертый раз…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic